Новогодние корпоративные подарки делятся на два вида: те, что дарят коллеги коллегам, и те, которые дарят деловым партнерам. Как правило, презенты первого типа — головная боль HR отдела: это, по большей части, подарки компании сотрудникам. В ряде случаев компания не мудрствует лукаво и заказывает в качестве подарка стандартные предметы, руководствуясь кинематографическим принципом «бабе — цветы, детям — мороженое»: женской части коллектива дарят абонементы в фитнес-клубы и полное собрание «Секса в большом городе», а мужчинам — 151-й галстук. Бывает ещё хуже: сотрудников не делят на мужчин и женщин, а всем единообразно презентуют ежедневники, календари, ручки, кружки с логотипом компании.

Специалисты, между тем, советуют подходить более дифференцированно. Приличным в сегодняшней корпоративной культуре считается подарок, стоимость которого составляет около 5% от зарплаты одариваемого. И желательно, чтобы он сочетал в себе две вещи: функциональность и душевность.

Впрочем, это идеальная ситуация, достаточно, чтобы подарок обладал хотя бы одним из этих качеств. Работнику, кроме естественной радости получения бесплатного предмета, важно, что его не забыли. Если говорить о подарках подчиненных начальнику, то необходимо отметить, что в западной культуре они не приняты. Однако они существуют в российской, и в довольно удачном качестве: в рамках структурных подразделений как некий механизм обратной связи, намек на пожелания трудового коллектива боссу.

Например, в одной компании на минувший Новый год начальнику подарили путевку в Египет — чтобы расслабился и «не парил». Как говорят, желаемый эффект был достигнут: после зимних каникул начальник стал заметно менее строгим. Гораздо сложнее ситуация с подарками деловым партнерам. Тут как на минном поле: ошибиться можно только один раз.

Во-первых, необходимо помнить, что во многих компаниях, ориентированных на западные стандарты, существуют лимиты стоимости подношений. Они, как правило, не превышают $30–50. Если подарок стоит больше, то некоторые компании его просто возвращают.

Если правила внутреннего распорядка не так строги, подарок могут оставить, но его будут использовать только в офисе: картину, к примеру, повесят на стенку возле рабочего места.

Существует несколько правил, как должны выглядеть корпоративные подарки. Если на них помещен логотип компании-дарителя, то он должен быть не очень большим, чтобы презент не смотрелся откровенной попыткой саморекламы.

По русской традиции (она же, к слову, азиатская — именно в этой части света распространены суеверия), не стоит дарить предметы с лезвиями: ножи, сабли, ножницы, символизирующие конец отношений,- или часы, напоминающие о быстротечности жизни.

Есть и национальные особенности, которые необходимо учитывать, если ваш адресат — иностранец. В Китае красный считается цветом, приносящим удачу, а белый, черный и синий ассоциируются со смертью — надо об этом помнить даже на этапе выбора оберточной бумаги.

Нельзя дарить голландцам вино: этот подарок считается намеком на то, что вы ими недовольны. С норвежцами ситуация обратная: там алкоголь считают очень правильным подношением.

Нельзя забывать и о религиозных воззрениях адресатов. Так, не стоит дарить мусульманину или иудею ежедневник из свиной кожи, поскольку свинья — «грязное» животное.
А индусу (хотя это и редкий участник деловых переговоров в России) лучше не презентовать, например, ремень из телячьей кожи, потому что в Индии корова — священное животное.